Единство в многообразии (?)

Астраханская область – регион многонациональный. Здесь проживают представители более 200 этнических групп, составляющих уникальный культурный облик региона. В то же время при этой своей «пестроте» Астраханская область издавна являла собой образец межэтнической и религиозной терпимости. Она и по сей день сохраняет социальное спокойствие, но так ли, как прежде, комфортно ее жителям? Или Астрахань уже не та?..

Культурное многообразие Астраханской области – одна из первых ее особенностей, бросающаяся в глаза приезжим. Кого тут только не увидишь и не услышишь! Здесь живут представители самых разных народов и конфессий: русские, казахи, татары, украинцы, азербайджанцы, ногайцы, калмыки, армяне, чеченцы, народы Дагестана, грузины, узбеки, таджики, китайцы, корейцы, цыгане, немцы. Все они мирно живут рука об руку, преимущественно говорят на русском, но не забывают и своих языков, чтут свои традиции, обычаи и веру.

Межнациональный мир в условиях такой полиэтничности и поликонфессиональности стал своеобразной «визитной карточкой» региона. Да так, что Совет при президенте России по межнациональным отношениям собирается в Астрахани, а астраханский опыт планируется учесть при разработке стратегии государственной национальной политики и законе о российской нации. Региональная власть, стоит признать, выстраивает грамотную национальную политику, поддерживая национально-культурные объединения и конфессии, а также и саму легенду об особом прошлом и этнокультурном облике области, пропагандируя идеи терпимости. Но причины особых межнациональных отношений в Астрахани, конечно, не сводятся к действиям органов власти.

Кажется, взаимоуважение всегда было частью астраханской культуры, исторически выработанной привычкой вследствие всегда существовавшей здесь многонациональности. Астрахань издревле была воротами в Среднюю Азию, перекрёстком торговых путей, местом притяжения различных народов. Отличительной чертой заселения этого края, начавшегося в XVII в. являлось отсутствие конкуренции между переселенцами (купцы, земледельцы, ремесленники): безлюдные и богатые ресурсами земли позволили занять им свои собственные хозяйственные ниши. Таким образом, не вступая в противоречие друг с другом, этнические группы сотрудничали между собой, достигая все большей сплоченности без оглядки на инаковость.

К XIX в. оформилась этноструктура Астрахани. Так, её «коренными» народами можно считать русских, татар, армян, персов, немцев, казахов, калмыков, бухар, туркмен, украинцев. В таком составе регион и просуществовал следующие два века. Большинство составляют русские – порядка 70%, на втором месте казахи – около 15% и татары составляют примерно 7% населения. «Я — русский. Но казахи и татары — это неотъемлемая часть моего представления о мире» — фраза астраханца-пользователя ЖЖ, отражающая не только специфику этноустройства Астраханской области, но и астраханской идентичности.

На рубеже XXXXI в. в область хлынул поток мигрантов из Северного Кавказа и Средней Азии, вызвав изменения в самочувствии, казалось бы, готовых к гостям астраханцев, рост ксенофобии и случаев дискриминации. Серия социологических исследований на заре «нулевых» зафиксировала среди всех национальных групп ощущения напряженности и не комфортности проживания, связанного с изменившимся национальным балансом. Наибольшее раздражение у коренного населения вызывают мигранты из Северного Кавказа, особенно буйная молодежь, которая, как выразился упомянутый пользователь ЖЖ, врывается в чужой монастырь со своим уставом на низко посаженных «Жигулях» и громко играющей лезгинкой. В объявлениях об аренде жилья или найме на работу можно встретить жесткую формулировку: «лицам кавказской национальности просьба не беспокоиться». Помимо этого, недовольство этой группой также вызвано их способом ведения бизнеса и получения образования – с помощью взяток. Еще один выявленный тренд – обеспокоенность со стороны преимущественно русского населения усилением казахов в административных структурах и органах управления. И наоборот – со стороны последних звучит претензия в адрес русского большинства о наличии преград для их занятия административных постов, устройства на высокооплачиваемую работу, продвижения по службе.

Что это? Нельзя ли говорить о появлении скрытого конфликта в астраханском обществе, способного выступить наружу при накоплении критической массы недовольства? Или это преувеличение?

Источники:

А.В. Сызранов «Этносы и этнические группы Астраханской области». Сайт Этноконфессионального совета при Губернаторе Астраханской области https://etnokonf.astrobl.ru/site-page/etapy-etnicheskoy-istorii-astrahanskogo-kraya

Отчет по результатам исследования «Динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Астраханской области и Прикаспийском регионе». Астраханское отделение Международного института гуманитарно-политических исследований. г. Астрахань. 2011. https://etnokonf.astrobl.ru/sites/etnokonf.astrobl.ru/files/documents/files/sociologicheskoe_issledovanie.doc

LiveJournal.com Пользователь razborzaletov. Пост «Немного о нас». http://razborzaletov.livejournal.com/107781.html

Posted in Культура, Общество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *