Умирает медленной смертью

К сожалению, Волгоградская область постепенно утрачивает былой статус экономически развитого региона, превращаясь в депрессивный. Некогда процветающие промышленные предприятия закрылись или находятся в плачевном состоянии. Крупный бизнес предпочитает перерегистрироваться в других регионах, где давление не так сильно, а правила игры понятней. Малый и средний уходит по тем же причинам, а также из-за недостатка потребительского спроса.

Когда-то, лет сто назад, Волгоград (тогда еще Царицын) называли «русским Чикаго». Проводить такие параллели позволял бурный промышленный рост города. Пережив войну, город вернул себе статус мощного промышленного центра. Теперь его судьба, скорее, напоминает Детройт, пришедший в экономический и демографический упадок.

Предприятия, долгое время определявшие экономический облик Волгоградского региона, закрываются: Волгоградский алюминиевый завод (один из крупнейших в России), завод буровой техники, тракторный завод, «Химпром», «Красный октябрь», завод медицинского оборудования (бывший еще 10 лет назад одним из крупнейших производителей в стране стоматологического и операционного оборудования). Ушла в другой регион «Царицынская мануфактурная фабрика» (бывшая какое-то время «Викторией»), которая шила костюмы и школьную форму, пользующиеся популярностью и на московском рынке. Одним из немногих после некоторых попыток рейдерских захватов уцелело народное кондитерское предприятие «Конфил». А «Волгомясопромторг», производивший очень вкусное мороженое вот-вот закроется.

Эксперты, отслеживающие пульс волгоградской экономики, говорят, что причины промышленного упадка кроятся не только в кризисной ситуации по всей стране, но и в устаревшем советском подходе к управлению и продвижению товаров. Не хватает качественного маркетинга: упущены тенденции на рынке, производство, качество, реклама. Не хватает и внятной стратегии развития региона. Да, время от времени волгоградская промышленность демонстрирует активность за счет инъекцией льготного федерального финансирования. Но такое впечатление, что эти меры лишь продлевают жизнь умирающего, оттягивая час кончины.

Другая тенденция – бегство в другие регионы или полное закрытие бизнеса. Своих крупных игроков у области практически не осталось: «ВОЛМА», «Сервис», «Сити-Строй» де-юре перебрались в соседние регионы. Исключения – крупный российский бренд «Сады Придонья», крупные волгоградские торговые сети «Радеж» (чьи филиалы есть за пределами регионы) и «МАН». По количеству закрывающихся предприятий бизнеса Волгоград дышит в спину только Москве и Санкт-Петербургу. Пока чиновники гордо рапортуют о повышении собираемости налогов в регионе, предприниматели жалуются на усилившееся давления в виде проверок и судебных тяжб. Поэтому в национальном рейтинге по инвестиционному климату Волгоградская область стабильно падает: в 2016 она опустилась до 75-ой строчки. К этому давлению добавляется низкий потребительский спрос. Клубы, рестораны, кафе, бары, салоны красоты, шиномонтажные мастерские, порой из-за отсутствия посетителей не отбивают даже стоимости аренды, из-за чего вынуждены сворачиваться. А без них в итоге для населения жизнь становится дороже, да и тусклее.

Пока что светом в конце тоннеля для волгоградцев остается Чемпионат мира по футболу в 2018 г, в котором Волгоград участвует как принимающий город. Те немногие, что не утратили окончательно оптимизма и не рассматривают всерьез варианты переезда, еще надеются, что это крупное мероприятие сможет вдохнуть жизнь в экономику региона. Хотя опыт Сочи дает мало тому свидетельств.

Posted in Общество, Политика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *