Татаро-башкирский раскол

Ещё каких то пять лет назад между населением двух братских республик -Татарстан и Башкортостан нередко возникали межэтнические разногласия. В основном резкие высказывания можно было услышать от татар, но и башкиры были настроены достаточно враждебно. Что же послужило появлению разногласий у двух близких республик — попробуем разобраться в данной статье.

Исторически башкиры были кочевниками, но при этом обладали юридически закрепленными правами на вотчинное землевладение, а также они были обязаны нести службу в Башкирском войске, напоминающем казачьи отряды. Именно эти два фактора предоставляли башкирам некоторое самоуправление. Однако после реформ 1860-1870х годов все привилегии были отменены – это привело к зарождению тюркской националистической концепции. Эта концепция предполагала, что большинство тюрков-мусульман должны объединится под одним общим татарским народом. Однако, это не устраивало башкирский народ, который боялся ассимилироваться среди более многочисленных татар и хотел автономии. Сейчас границы Башкортостана стали частью национального самосознания башкир, и сдавать их они никак не готовы.

Сегодня в границах Республики Башкортостан расположена значительная часть исторической родины башкиров, но далеко не вся. Крупные анклавы башкирского населения остались за ее пределами. Это – башкиры Челябинской, Курганской и Оренбургской областей. Однако, самая многочисленная группа башкирского населения, оставшаяся за пределами Республики Башкортостан, населяет ныне восточные районы Республики Татарстан.

«Когда-то эти два народа жили в едином государстве и вместе строили великую империю. Они говорят на близких языках, но сейчас их отношения трудно назвать братскими».

В результате административного размежевания 1920 года, проводившегося с учетом пожеланий только татарских национал-коммунистов, башкиры были “отрезаны” от своей исторической Родины и присоединены к новообразованной Татарской АССР. Таким образом, многие башкирские роды, а то и семьи, оказались разделенными административной границей. Так, например, село Новый Актанышбаш Краснокамского района Башкортостана было основано выходцами из села Актанышбаш нынешнего Актанышского района Татарстана. Жители обоих селений приходятся друг другу кровными родственниками. Однако, первые считаются башкирами, а вторые – татарами. Подобных примеров десятки. Одним словом, предки упомянутых выше жителей Башкортостана переселялись не из Татарстана, которого тогда просто не существовало, а со своих же башкирских территорий.

Если башкиры обвиняют татар в том, что те забрали их земли, то татары крайне недовольны своим положением на этих землях. Так татарские националисты говорят о принудительной “башкиризации” татар, проживающих на территории Башкирии. Вот что говорил доктор исторических наук Дамир Исхаков:

«Все мы видим воочию политику, направленную на разложение, ослабление татар. Если сказать напрямик, они вонзили в татар кинжал. Шовинистические круги дошли до того, что живущих в Башкортостане мишар и типтяр объявили этнографическими группами башкир.

До сих пор они грабили лишь нашу культуру, теперь приступили к грабежу отдельных групп нашей нации. Этому должен быть положен конец и татарская нация, наша элита обязана подготовить достойный ответ».

Не отстают и национальные общественные организации Татарстана. Так союз татарской молодежи «Азатлык» заявил, что будет бороться за отделение татарских земель от Башкортостана и за их присоединение к Татарстану, а также рассказал о тяжелом положении татар в башкирской республике. Башкирская сторона отмечает, что башкирам и татарам «не выгодно разбираться друг с другом». Тем не менее, башкирские националисты считают, что и башкирам тяжело живется на башкирских территория, которые были отданы Татарстану. «Мы прекрасно знаем, как там живётся башкирам, но стараемся не заниматься междоусобицей несмотря на то, что положение башкир в Татарстане намного хуже положения татар в Башкортостане», — заявили члены движения «Кук Буре».

Источники:

https://rufabula.com/articles/2015/03/03/tatar-bashkir-war

Юлдашбаев А.М. « Кому нужен татаро-башкирский вопрос?» Уфа, 2005

Posted in Общество, Политика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *