Гордый горный народ. Про чеченскую идентичность

Чечня, как и весь Северный Кавказ, находится не в таком уж однозначном культурном положении, как кажется на первый взгляд. Здесь пытаются сосуществовать три идентичности: этническая (чеченская), государственная (российская), и религиозная (исламская). Какая из них является доминирующей, и как это сказывается на социальных отношениях внутри республики?

Проблема идентичности создает проблемы образования общей культурной среды, а эта проблема куда более животрепещущая, чем кажется на первый взгляд. Например, этническая и российская идентичности вступают в конфликт, который может, с одной, вылиться в сепаратистский настрой: «мы чеченцы, а не россияне», с другой – в утрату собственной культуры (мы же россияне, это важнее чем то, что мы чеченцы). Последнее представить, кажется, очень сложно, но и первое не имеет места. Потому-что чеченские власти очень четко понимают наличие такой проблемы, и решают ее, можно сказать, через дискурс. Например, говорится о Всемирном исламском конгрессе, Рамзан Кадыров говорит: «Наша страна, Россия, уже давно стала значимым членом этого клуба, давно правительство проводит в этом отношении политику. Форум «Россия – Исламский мир» — это одно из таких мероприятий, которые мы здесь проводим не в первый раз…». Про этническую чеченскую культуру, безусловно, при этом никто не забывает. В республике реализуется большое количество мер поддержки этнокультуры: национальных костюмов, музыки, а главное – традиций.

Р. Кадыров в чеченской национальной рубашке. Фото: cdn.tvc.ru

Однако этнокультура, в следующую очередь, иногда вступает в конфликт с религией. Когда праведный религиозный образ поведения становится важнее, чем соблюдение традиций. К примеру, молодые люди перестают подниматься со стульев при виде пожилого человека, хотя всегда уважение к старшим для чеченцев было делом чести. Сейчас могут сказать: «Не, ребята, вы извините, конечно, мы должны вас уважать, но мы мусульмане, делаем пять раз намаз, держим уразу, а вы не делаете намаз и не держите уразу, так что вы не можете нам указывать, как нам жить и что делать. Мы лучше вас все знаем и в исламе разбираемся лучше, а вы вообще просрали все в своей жизни, и республику нашу тоже». Точно так же, множество последователей ислама в Чечне приходят к многоженству, хотя ни традициями, ни законом это не приветствуется. И все-таки, нельзя сказать, что эти случаи являются очень частыми.

Чеченский национальный танец. Девушка опускает глаза — знак благородства, скромности, и силы. Фото: annoh.ru

Существует заблуждение, что все чеченцы очень уважают исламские традиции, и именно исламская идентичность в обществе выходит на первый план. Но практика показывает, что это не так. Хочешь – ходи в мечеть, читай намаз, будь правоверным мусульманином. Но это не является правилом для всех. Особо рьяное следование религии, малейшее проявление исламского радикализма, здесь привлекает озабоченные взгляды, и, как и в других современных государствах, является поводом для проверки человека госорганами. Куда важнее здесь соблюдение древних чеченских традиций, чем предписаний Корана. Девушкам не принято вечером одним гулять по улице, носить откровенную одежду, вести себя вызывающе – это чеченские национальные традиции. Мужчинам не принято работать на «женской» работе – это чеченские национальные традиции. Не принято пить алкоголь (его даже почти нигде нельзя купить), ругаться матом, вести себя неуважительно со старшим поколением – все это чеченские национальные традиции. Это – распространенный образ жизни, который определяет чеченскую идентичность — этническую.

Posted in Культура, Общество, Политика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *