Югорская идентичность как отражение статуса Югры внутри тюменской «матрешки»

В 2003 году Ханты-Мансийский автономный округ получил новое название «Ханты-Мансийский автономный округ — Югра». Ренейминг округа является одной из стратегий формирования новой югорской идентичности. Как складываются отношения между округом и областью и зачем «северянам» нужна новая идентичность?

В 2004 году реакцией на принятие поправок в 95-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», которые не исключали возможность доминирования областной власти над властями автономий, было подписание компромиссного соглашения между властями Тюменской области и входящих в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Одним из ключевых результатов создания тюменской «матрешки» стало право самостоятельно формировать бюджет автономий. Это соглашение продолжает действовать, и продлено до 31 декабря 2020 года.

 2003 году, когда в РФ начался процесс объединения регионов, в отношении Ханты-Мансийского автономного округа обсуждалась возможность объединения округа с соседними территориями, но округ отстоял право сохранения за ним юридического статуса самостоятельного региона в составе Российской Федерации. Итак, Ханты-Мансийский автономный округ формально входит в состав Тюменской области, но фактически во многом самостоятелен. Фактический статус автономного округа определился отношениями с областью, а именно экономическими факторами. Логическим следствием экономического превосходства округа над областью стало политическое обособление.

В 2003 году округ получает новое название: ХМАО-Югра. Ренейминг округа является звеном в формировании новой региональной идентичности — «югорчане». Существует мнение, что формирование новой югорской идентичности в начале 2000-х связано с сугубо экономическим фактором, а именно с нежеланием северных элит делиться нефтяной рентой с тюменскими властями и также с необходимостью упрочнение статуса округа как самостоятельного субъекта. Еще одна из причин формирования новой югорской идентичности — это психология «временщиков», сложившаяся в советское время, когда люди приезжали на Север на заработки, а на пенсию возвращались на «большую землю». Отсюда и сформировалась такая региональная идентичность как «северяне», с которой идентифицируют себя большинство взрослого населения Югры.

В 2007 году в ХМАО-Югра был принят закон, направленный на усиление региональной идентичности. Принятием такого закона была поставлена задача — увеличить число людей, идентифицирующих себя как югорчане, до 70% (большинство идентифицировало себя по населенному пункту проживания). СМИ и представителями власти округа используются различные стратегии брендинга региона, направленные на формирование региональной идентичности: акцент на экономической роли (статус «энергетического центра России») и нефтяной доминанте Югры; использование туристического бренда «Югра гостеприимная», дающего возможность продемонстрировать округ в рамках туризма; увеличение количества упоминаний в СМИ и в обращениях губернатора нового этникона «югорчане». Но следует отметить, что исследование, проведенное Институтом философии и права СО РАН в 2014 году в трех регионах России, в том числе в ХМАО-Югра, показало, что региональная идентичность все же имеет самый низкий процент — 61%, тогда как гражданская — 91%. Видимо, для граждан Югры не столь важна новая региональная идентичность, потому что в округе живут и работают как представители разных национальностей, так и разных регионов России, поэтому «югорчане» — это в первую очередь россияне.

Источники информации:

  1. Косиков И. Г. Реформируемая Федерация: Укрупнение российских регионов. М.: Издательство ЛКИ, 2008.

  2. Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.

  3. Кунгуров А. А. Региональная идентичность как идеологическая база коррупции на примере сырьевых регионов [Электронный ресурс] // Сайт: «Центр Сулакшина». URL: http://rusrand.ru/analytics/regionalnaja-identichnost-kak-ideologicheskaja-baza-korruptsii-na-primere-syrevyh-regionov (дата обращения: 19.02.2017).

  4. Наумов Д. Н. Региональная идентичность как главный фактор формирования благоприятного бренда территории (на примере ХМАО — Югры) // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5.

  5. Москаленко М. Сибирские ученые выяснили, что русским важно ощущать себя гражданами страны [Электронный ресурс] // Сайт: «Наука в Сибири». URL: http://www.sbras.info/articles/opinion/sibirskie-uchenye-vyyasnili-chto-russkim-vazhno-oshchushchat-sebya-grazhdanami-stra (дата обращения: 19.02.2017).

  6. Джултаев К. «Тюменская область может стать угрозой единству страны» [Электронный ресурс] // Сайт: «URA.RU». URL: http://ura.ru/articles/1036263449 (дата обращения: 19.02.2017).

Posted in Политика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *