«Так и знай: я уеду в Иваново, а Иваново — город невест»

Родина первого Совета, ситцевый край, текстильная столица России – всё это негласные названия города, который вот уже десятилетия бытует в сознании россиян как «город невест». Откуда появилось подобное нарицание? Является ли «невеста» брендом региона? Зачем поддерживать красивый общепринятый дискурс? В этих вопросах мы попробуем разобраться.

Чтобы поверить, нужно проверить. Таким тезисом руководствуются те, кто из поколения в поколение по обрывкам фраз понял, что если речь идет о невестах, то их почему-то больше всего в Иваново. Кто-то считает, что туда съезжаются все одинокие женщины страны, причем делают это, видимо, ежегодно для поддержания статуса. Есть мнение, что в городе с самого его основания были какие-то проблемы с демографией, и по неведомой причине рождались только девочки. Однако, все гораздо проще: традиционной специализацией региона считается текстильное производство. В послевоенное время наблюдался очевидный перекос в статистике: слишком много мужчин не вернулось с фронта. Так в процентном соотношении женщин было в несколько раз больше. Такая простая математика и породила название «город невест». Спустя несколько десятилетий, регион активно развивался в сфере тяжелого машиностроения. Появившиеся в 70-е годы заводы и фабрики (Ивановский завод тяжелого станкостроения, 308 Авиационный ремонтный завод, Ивановский механический завод) считались гарантом того, что, наконец, количество «невест» сравняется с процентным показателем мужчин. Тем не менее, учитывая то, что многие текстильные фабрики были закрыты после распада СССР, сегодня наблюдается преобладание женского населения. По данным последней переписи населения, женщины составляют 55,3% населения, мужчины — 44,7%.

 

Данные статистики – сильный аргумент, тем не менее, наивно полагать, что это каким-либо образом повлияло на популярность самого названия. Так «город невест» по-настоящему привлёк внимание в 1981 году, после выхода фильма «Честный, умный, неженатый». Строки из песни, в исполнении Андрея Миронова, в очередной раз повторяли уже сложившееся амплуа города:

О любви всё твержу тебе заново,

Но, когда зря твердить надоест,

Так и знай: я уеду в Иваново,

А Иваново — город невест.

Сегодня название «город невест» является хорошим ресурсом для рекламных компаний, а по большому счёту – брендом. Кроме многочисленных фестивалей и выставок, ежегодно организуется акция  «Сбежавшие Невесты», которая привлекает не только тех, кто хочет примерить пышное платье с кринолином, но и всех, кто хочет увидеть несколько десятков, а то и сотен невест сразу. Фотосессия, традиционное бросание свадебных букетов, фуршет и забег участниц – наверное, это впечатлит даже самых частых гостей свадебных торжеств. Кроме того, практически ни один городской праздник не обходится без упоминания «невесты». Так на праздновании Дня города можно стать свидетелем парада невест или выставки необычных свадебных платьев, так же как и посетить выставку текстильного дизайна подобной тематики.

Нельзя отрицать, что город с большим энтузиазмом способствует развитию нового бренда, нежели раскрутке уже устоявшегося. Ситцевый край отходит от своего звания текстильной столицы не только ментально, но и фактически – слишком тяжело оказалось восстановить остановившееся производство, а «невесты» — достаточно хороший и что немаловажно, привлекательный продукт для брендинга региона.

 

На основе материала: «Аргументы и факты»

Фото: портал «Ридус»

Видео: «Ну чем мы не пара?»

Posted in Культура.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *