Как заглох мотор отечественного автопрома

В сердце России, Самарской области, зреет социальный кризис – оптимизация крупнейшего в Европе автомобильного завода и начавшийся экономический кризис угрожает стабильности 700-титысячного города. Об этом не говорят по федеральным новостям, но об этом постараемся рассказать мы.

Всё началось с назначения генеральным директором АвтоВАЗа шведского менеджера Бу Андерссона, целью которого стала оптимизация и модернизация работы Толльятинского автомобильного завода. Вначале новый руководитель предложил выплачивать пять месячных окладов при увольнении рабочих с завода по соглашению сторон. Когда же добровольцы закончились, то увольнять стали по любым поводам. С тех пор численность предприятия сократилась (добровольно и не очень) более чем на 25 тысяч человек. Оценив масштабы увольнений, в ноябре 2015 года кадровую политику на АвтоВАЗе раскритиковал глава «Ростеха» Сергей Чемезов, однако сокращения продолжаются до сих пор.

В 2014 году экономическая стабильность была нарушена – стал набирать обороты экономический кризис. Первые протесты прошли в октябре 2014 года. Аналогичные акции вновь прокатились по Тольятти осенью 2015 года в связи с невыплатой заработных плат и сокращениями рабочих. Митинги проходили под руководством профсоюза «Единство» и КПРФ. В феврале 2016 года завод перешёл на четырёхдневную рабочую неделю, а летом того же года и вовсе на трёхдневную. Начались приостановки производства. Ко всему прочему, новое руководство сократило надбавки, повысило штрафы, запретило перекуры.

При этом руководство компании и региональные власти стремятся сокрыть данные факты от федеральных властей – так, на встрече с Дмитрием Медведевым ОМОНовцев переодели в рабочих завода. В ноябре 2015 года, на фоне недовольства рабочих был принят «Кодекс этики», утверждённый самим Бу Андерссоном, который под угрозой увольнения запрещал рабочим участие в митингах и критиковать руководство компании. Эти положения не только ущемляют права рабочих, но и противоречат конституции, о чём сообщила прокуратура. Впрочем, на жалобы рабочих региональные власти сами стали угрожать.

Вслед за АвтоВАЗом начали страдать связанные с ним компании – проблемы на автомобильном производстве, так или иначе, затронули весь город. Всё это привело к тому, что в 2015 году Тольятти был признан самым бедным городом России: 13% жителей признаны критически бедными, а, в целом, доля малообеспеченных достигла 57%. Нарушение социальной стабильности в Тольятти привело к тому, что Самарская область оказалась на первом месте по числу трудовых протестов. Поэтому неудивительно, что этой зимой на улицах Тольятти возникли импровизированные ёлки, которые были украшены портретами региональных и федеральных властей. Социальное напряжение продолжает расти – с наступлением весны начались протесты против региональных властей.

Быть может Тольятти действительно заколдованное место – автомобили не продаются, зарплаты не выплачиваются, а иностранные топ-менеджеры поддаются соблазну коррупции. Или, быть может, не в месте дело?..

На материалах: РБК и TLTgorod.ru

Posted in Общество, Политика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *