Механическое сердце России требует лечения?

Автомобили отечественного производства уже многие годы являются объектом многочисленных шуток, едва уступая в этом футболистам и дорогам. Но как обстоят дела с российским автомобилестроением сегодня?

Вплоть до финансового кризиса 2008 года продажи «Лад» медленно, но верно росли, достигнув в кризисный 2008 год рекордной отметки в 810 563 автомобилей. После кризиса компании не удалось восстановить продажи – ежегодный выпуск сократился до 550-600 тысяч автомобилей. В 2015 году объёмы производства упали до 350 тысяч – для россиян автомобиль вновь стал роскошью. К 2016 году совокупный убыток достиг 77,6 млрд. рублей, а к 2017 – 45 млрд. рублей. Вместе со страной российский автопроизводитель переживает тяжёлые времена. Впрочем, на сегодняшний день, около 57% автопарка России – автомобили марки ВАЗ.

Что такое АвтоВАЗ сегодня? Это государственно-частная компания (государственной корпорации «РосТех» принадлежит 32,87% акций) без мажоритарного акционера (ни один из владельцев не может принимать решение единолично). Фактически АвтоВАЗ принадлежит французско-японскому партнёрству Alliance Renault Nissan. Это объясняет то, что начиная с 2013 года АвтоВАЗ возглавляли иностранцы.

Нельзя сказать, что варяги оказались бесполезными для российского автомобилестроения – возглавлявший с 2013 по 2016 гг. шведский топ-менеджер Бу Инге Андерссон приложил ряд усилий по модернизации производства. Кроме того, он привнёс в компанию «европейскую культуру» – распродать директорские импортные иномарки, а вырученные деньги потратить на реконструкцию раздевалок и душевых; запретил новогодние корпоративы и комнатные растения. Провёл «чистку кадров» – на предложение директора уволиться в обмен на пять месячных зарплат откликнулось множество сотрудников. Впрочем, увольнения достигли столь больших масштабов, что вызвали протесты в Тольятти в 2015 году – всего за три года управления персонал АвтоВАЗа сократился на 37%. Он же заставил поставщиков деталей подчиниться требованиям цены и качества, что, впрочем, вело к потери локализации (доли деталей производимых в РФ) ВАЗовских автомобилей. Это станет поводом к его отставке в условиях падения курса рубля и удорожанию себестоимости машин.

Впрочем, не всё так плохо. Компания возлагает огромные надежды на новые и, что более важно, первые по-настоящему новые модели Lada за последние годы. Новая модель Lada Vesta получила максимальную оценку в краш-тесте, став одним из наиболее безопасных автомобилей в России. По итогам января 2016 года Lada Vesta вошла в десятку наиболее продаваемых автомобилей, а самым популярным автомобилем остаётся её предшественница – Lada Granta. При этом, в условиях кризиса, автомобили бренда Lada остаются самыми продаваемыми в стране, более чем на 70% превосходя ближайших конкурентов по числу продаваемых автомобилей. Объяснение простое – автомобили марки Lada остаются одними из самых дешёвых среди аналогичных моделей на российском рынке.

На материалах: Лента.ру и Autonews

Posted in Культура, Политика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *