«Мотоциклетная столица России», или Как Брэд Питт уральские мотоциклы спас

На востоке Свердловской области в городе Ирбит вот уже на протяжении восьмидесяти лет собирают мотоциклы. Если во времена плановой экономики Советского Союза проблем со сбытом не было, то сейчас ситуация складывается неоднозначно. Как сегодня обстоят дела с российским «Уралом», и при чем здесь все-таки Брэд Питт?

В 1941 году на Урал эвакуировали цех Московского мотозавода, связанный с мотоциклетным производством. Так в городе с населением в 30 000 человек появилось 10 000 рабочих мест. Только за годы войны Ирбитский мотоциклетный завод выпустил около 10 000 мотоциклов для нужд фронта. Когда в 50-е годы завод перестал перестал выпускать военные модели и перешел на массовое производство, «Уралы» пользовались спросом по всему Советскому Союзу, а также в странах Восточной Европы, но в 90-е годы продажи остановились.

За последние 20 лет завод несколько раз банкротился, менял хозяев и сокращал численность рабочих мест: объем производства уменьшился со 130 000 мотоциклов до 1,2 тысячи, а число рабочих мест сократилось в 100 раз. В 2000-х у завода появилась новая аудитория сбыта: уральскими мотоциклами с коляской заинтересовались в США. ИМЗ стал продавать по 650 «Уралов» в год, пока в 2008 году не наступил финансовый кризис, и станки на заводе, оставшемся без заказов, не остановились.

В 2009 году вышел документальный фильм «Легендарный «Урал», повествующий о судьбе Ирбитского мотоциклетного завода и жителях Ирбита. Центральной историей фильма становится рассказ француза о том, как он по заснеженной дороге толкал свой Harley Davidson (мотоцикл американской фирмы), а потом испытал «Урал» и был поражен, как мотоцикл с коляской преодолевает дороги, которые «не под силу прославленным гигантам». Так Ирбитский мотоциклетный завод прославился за границей как единственный в мире завод, фокусирующийся на производстве мотоциклов с коляской.

В 2011 году СМИ опубликовали фотографию Брэда Питта, которые ехал за продуктами на мотоцикле с коляской, в которой сидел его сын. Мотоцикл на фотографии — «Урал». В этот год продажи российских мотоциклов выросли на 39%, а к распространению подключились 22 дилера.

На данный момент завод выпускает около 1200 мотоциклов в год. 99% процентов идут на экспорт в разные страны мира: США, Канада, Европа, Австралия, Япония, Китай, Филиппины, Таиланд, Южная Корея. В 2014-м году поставки в Азию составили около 12% от годового выпуска, за пять лет долю азиатского рынка планируется довести до 20-25%.

Сегодня Ирбитский мотоциклетный завод и «Урал» являются настоящими феноменами. Во-первых, ИМЗ — единственный мотопроизводитель в России. Во-вторых, это единственный российских производитель техники, чья продукция практически полностью отправляется на экспорт. В-третьих, «Урал» — первое и единственное российское транспортное средство, которое официально и по конкурентным ценам продается в США.

Розничная стоимость «Урала» в России составляет примерно 500 тысяч рублей, что сопоставимо с ценами на модели ведущих американских и японских производителей. Столь высокая стоимость объясняется тем, что большинство комплектующих в мотоциклах импортные. Ну а те, кто не планируют покупать мотоцикл за 500 тысяч рублей, могут посетить Ирбитский музей мотоциклов. Здесь представлены все модели, когда-либо выпускавшиеся на заводе: от военных мотоциклов до мотолимузинов.

В России ирбитские мотоциклы не пользуются спросом, за год продается не более 100 штук. Если бы не такое большое число поклонников за рубежом, дни завода давно были бы сочтены. Тем не менее, завод живет, а работники дорожат своими рабочими местами: 25 тысяч рублей в Ирбите на дороге не валяются.

Источники информации: новостные порталы nashural.ru, gazeta.ru, secretmag.ru

Posted in Культура.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *