Станет ли туризм «золотой жилой» Иркутской области? или Проблемы развития внутреннего туризма в России

Экономика Иркутской области традиционно зиждилась на добывающей и перерабатывающей отраслях промышленности. Но 21 век – это столетие развития и подъема третичного сектора экономики, в частности туризма. По итогам 2016 г. оз.Байкал стало третьим в списке наиболее привлекательных туристических мест страны. Но насколько реально в регионе развита туристическая сфера, какой у неё потенциал и с какими проблемами сталкивается новый экономический сектор?

Агентство по туризму Иркутской области, приветствуя нас на своем официальном сайте, радостно сообщает, что регион обладает не только уникальными природно-рекреационными ресурсами для развития туризма, но и значительным культурно-историческим потенциалом. Конечно, это – правда, и спорить с этим никто не станет: с одной стороны, самое глубокое пресноводное озеро в мире, занесенное в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а также горные системы – Восточные Саяны и Хамар-Дабан. С другой стороны – это богатое историческое прошлое: первобытные стоянки человека, период русского заселения Восточной Сибири, эпоха декабристов. Вопрос состоит в том, насколько этот экономический потенциал эффективно используется властями региона и страны?

В сентябре 2016 г. Министр природных ресурсов России С.Донской утвердил проект ФЦП по социально-экономическому развитию «Байкал — великое озеро великой страны». Программа предусматривает рост туристического потока в регион к 2025-му до пяти млн. человек в год. Планируется увеличить число рабочих мест в туристической сфере, а также количество современных площадок для приема гостей до 50 (300) к 2018 г. (2025 г.) (сейчас ситуация настолько «скверная», что нет даже и такого количества). Более того создатели программы говорят и об улучшении экологической ситуации в Прибайкалье, например, планируется увеличить запасы ценных видов рыб.

Основной целевой группой данного проекта являются, прежде всего, российские туристы, но, увы, россиян из отдалённых регионов страны Байкал и Иркутская обл. в целом пока не очень манят. Этому есть две причины: плохая инфраструктура и высокие цены.

Один из Иркутских предпринимателей как-то сказал, что Байкал «как бриллиант среди навоза». И действительно, любой турист, который был где-то кроме Кисловодска в 80-е гг. по профкомовской путевке, заметит, что удобства, к которым привык любой современный человек, на Байкале почти что отсутствуют. Например, ограниченное количество мест размещения туристов. Также у гостей, что логично, часто возникают вопросы к качеству этих мест: в некоторых, например, фактически невозможно соблюдать какие-либо правила гигиены. Безусловно, в гостиницах Прибайкалья отсутствуют категории «звездности».

Также, стоит отметить не особо качественный сервис: это, прежде всего, касается экскурсий. Ну и конечно, об Интернете туристам стоит забыть, потому что даже телефонная связь далеко не везде «ловит».

Существуют проблемы и с транспортом. Приведем лишь один пример: летом в очереди на паром, переправляющий на остров Ольхон (самый большой на Байкале и одно из популярнейших туристических мест), можно простоять до 15 часов.

Если кто-то все-таки решит съездить на Байкал, то советую вам планировать путешествие на июнь, в крайнем случае, на начало июля. Пусть там ещё довольно прохладно и на озере зачастую плавают льдины, но зато Вы не увидите «горы» мусора от приезжих, а сможете лицезреть всего лишь небольшие «холмы». Причем, как правило, это вина совсем не туристов, а местных властей, которые не могут эффективно организовать вывоз и утилизацию ТБО. Зачем им «заморачиваться», если в сентябре приедут волонтеры и всё уберут бесплатно.

Так что даже местные природные красоты не в состоянии «перекрыть» весь вышеописанный инфраструктурный кошмар. Ещё не стоит забывать про ежегодную «традицию» Иркутской области – летние пожары.

Самое удивительное, что за такой, на мой взгляд, некачественный отдых туроператоры требуют приличные суммы: например, для жителей Москвы недельный отдых стоит от 64 тыс., а для петербуржцев — от 76 тыс. И это уже «камень в огород» не только региональным властям, но и федеральным. Ни для кого не секрет, что авиа перелеты в Севастополь и Сочи активно субсидируются. А перелет в Иркутск из Москвы (туда-обратно) обойдется летом от 25 тыс., а если повезет, то он будет даже прямой. Популяризация внутреннего туризма в таких условиях представляется невозможной.

Но зато китайских туристов всем этим не испугаешь: 43,5 тысячи граждан Поднебесной посетили Иркутскую область в 2016 г., что на 158% больше, чем два года назад. Иркутская область даже была отмечена Ростуризмом как регион с лучшей динамикой роста групповых безвизовых поездок в рамках соглашения между Россией и КНР. Это не удивительно, учитывая, что между Иркутском и шестью городами Китая налажено прямое авиасообщение, плюс, конечно, падение рубля.

Что касается использования культурно-исторического потенциала в туристической отрасли, то, кажется, что первобытные стоянки человека и музеи декабристов могут привлечь внимание только узкой группы людей, а массового туриста на это, увы, «не купить».

Справедливости ради стоит сказать, что комфортный отдых на байкальских берегах, безусловно, существует, но стоит он примерно как неделя в Испании. Также активно развивают туристические маршруты, чтобы избежать неконтролируемого потока «диких» туристов, горные тропы, велосипедные, конные и круизные маршруты. Но, увы, всё это в очень маленьком масштабе и по запредельно большим для среднестатистического российского туриста ценам.

Во всяком случае, остаётся надеяться, что относительно низкий уровень качества предоставления туристических услуг, связан с тем, что это новая для региона сфера экономики. Хочется верить, что это только вопрос времени, когда туризм «выстрелит» и станет «золотой финансовой жилой» области.

Источник информации: издание Коммерсант.ru

http://www.kommersant.ru/doc/2699167

Posted in Культура, Политика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *