Спасение российского кинематографа придёт из Якутии?

Сейчас отечественный кинематограф переживает не лучшие времена – качество некоторых картин разочаровывает избалованных голливудскими картинами зрителей, а многочисленные коррупционные скандалы вокруг Фонда Кино подрывают доверие тех, кто решил поддержать российское кино рублём. На этом фоне на краю России удивительным образом расцвёл якутский кинематограф: «фильмы снимают все – а в местном прокате они собирают больше, чем голливудские блокбастеры».

Всё началось в 1992 году, когда была создана республиканская кинокомпания «Сахафильм». В то время, когда на осколках Советского Союза киностудии закрывались одна за другой, здесь начали создавать фильмы. Жителей республики стали отправлять учиться на режиссеров и операторов в Москву и Санкт-Петербург – некоторые из них даже возвращались. Параллельно с государственной киностудией начали работать частные кинокомпании, что ещё сильнее разделило авторское и коммерческое кино. Однако не поддержка республиканских властей позволила раскрыть потенциал якутских киноделов – большинство фильмов, выходящих в республике малобюджетные, но рентабельные, живущие за счёт таланта актёров, режиссеров и сценаристов, а также по-настоящему народной любви к выпускаемым фильмам.

Кинематограф Саха – одно из главных проявлений этнокультурных процессов, происходящих в республике. Секрет такого кино достаточно прост – эти фильмы сняты «своими» и о «своём». Зритель хочет слышать с экрана родной язык, видеть в кадре знакомые лица. Попытки снимать фильмы исключительно на русском зачастую приводили к коммерческим провалам кинокартин. Впрочем, русские субтитры обязательны для всех якутских фильмов. Именно поэтому якутское кино, при желании, может смотреть любая аудитория.

Здесь снимаются различные фильмы. Во многом по причине малобюджетности картин, короткий метр стал наиболее популярным жанром у якутских киноделов. Тематика фильмов с годами стала разнообразнее: к сельским сюжетам прибавились городские истории. Современное якутское кино представлено многими популярными жанрами: мелодрама, комедия, ужас и боевик. Во многом фильмы напоминают местный фольклор: ситуации стереотипные, персонажи делятся исключительно на «добрых» и «злых». Как отмечают критики – якутское кино является «наивным искусством», в нём можно увидеть продолжение известных традиций, эдакий «постфольклор».

Впрочем, говоря об успехе якутского кино нельзя не упомянуть о том, что в этом году на Берлинском кинофестивале (в секции Berlinale NATIVe) будет представлено три фильма из Республики Саха – «24 снега» режиссера Михаила Барынина, «Дьөһөгөй Айыы» (Бог Джосогой) режиссера Сергея Потапова и «О5о куйуурдуу турара» (Мальчик и озеро) режиссера Прокопия Ноговицына.

Быть может коллегам из других регионов России стоит поучиться?..

Сюжет Первого канала

Трейлер свежего якутского фильма Гектар

На основе материала: ТАСС Дальний восток и Кириллица

Posted in Общество, Политика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *